Главная » Статьи » Мои статьи

История деревни: закончилась? Продолжается?

История деревни

В советской историографии тема деревни освещалась только с позиций идеологии – такая «черно-белая» палитра, не допускающая иного мнения: до революции все крестьяне жили бедно, были неграмотными, все их притесняли. Белые – плохо, красные – хорошо. В колхозы крестьяне шли радостно, дружно, добровольно сдавая домашний скот и хозяйственный инвентарь. Кулак – это обязательно плохой, вредный человек.

Во время перестройки и свободы слова все кардинально поменялось. Стали превозноситься идеалы белого движения, описывались скрытые ранее стороны коллективизации, «перегибы» власти.

Как нам, сегодня живущим, найти истину, золотую середину? Ведь долгое время наши бабушки, дедушки по разным причинам не рассказывали о событиях тех лет. Кто-то боялся, кто-то не считал нужным, а кто-то полностью от и до верил руководящей партии.

Все события ХХ века, касающиеся русской деревни, вырубили на корню чувство Хозяина – человека, ответственного за семью, за землю предков, за своих потомков. На сегодняшний день выросло уже несколько поколений «Иванов, не помнящих родства». Уровень жизни предыдущих поколений (бедно-богато) мы меряем сегодняшними мерками, но принципы натурального хозяйства невозможно поставить на одну ступень с принципами современного общества потребления.

С приходом к власти часто уничтожаются старые архивы. Так в 1920-1930-е г.г. исчезли многие документы дореволюционной эпохи, в годы Гражданской войны горели архивы. В период перестройки, упразднения совхозов архивы сжигались целенаправленно. Например в д. Семеново Очерского района чудом удалось спасти от сожжения акты сдачи имущества при вступлении в колхоз им. Блюхера (начало 1930-х г.г.). Многие документы хранятся в семейных архивах.

В период 1990-х г.г. часть совхозов Очерского района перестала существовать, наблюдался большой отток населения из деревни в город. В настоящий период в обществе наблюдается своеобразная пропаганда жизни в деревне (соц. сети, СМИ). И опять же переезжающие в сельскую местность люди интересуются историей населенных пунктов.

Что может сделать музей с такой интересной, противоречивой темой?

В 2015 году МАУК Очерский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева работал над проектом «Все мы родом из деревни». Основная идея Проекта заключалась в организации сбора краеведческой информации по истории деревень района и привлечении к этому учащихся сельских образовательных учреждений. Сбор материалов был необходим для пополнения фондов музея, оформления выставки по истории деревень и выпуска сборника краеведческих материалов.

К работе над проектом привлекли сельских библиотекарей, краеведов, учащихся сельских школ. Они опрашивали жителей сельских населенных пунктов по разработанным Опросным листам. Также Опросные листы напечатали в районной газете «Очёрский край».

Собранные материалы вошли в сборник «Все мы родом из деревни». В полученных материал есть описания хозяйств периода 1920-х г.г., описания одежды, жизнь в колхозе и т.п. Например:

«К периоду коллективизации в деревне было семнадцать хозяйств. Стройки у всех было много. … дом летний, зимняя изба через сенки, клеть двухэтажная: внизу держали мед, а вверху одежонка; потом под крышей дровенник и тут ступа толочь крупы и семя льняное, чтоб делать масло; потом под той же крышей амбар для зерна, потом зигод (загон) для скота, а там сначала стая для коров, пристен для свиней, стая для овец и телят, стая для коней, потом гумно для обмолота зерна, все это под одной крышей. Дальше идет еще амбар, в котором мука всяких сортов, погреб; ворота и ограда большая. Такая стройка была в каждом доме».

«Верхнюю одежду шили из своих запасов. К зиме шили шубы, тулупы из овечьих шкур, катали валенки из овечьей шерсти. К весне и осени шили понитки. Это пряли шерсть и ткани основа из льняных ниток, а уток из шерстяных. Плели лапти из лыка, да шили сапоги, коты и ботинки из выделанных шкур лошадей для праздников».

«…началась коллективизация. Забрали коней, машины. Ухаживали за конями плохо, а работать надо много, скоро наша лошадка сдохла. Колхозникам стали руководить беднота у которых и в своем то доме не было порядка».

 

«Если хозяйка уходила из дому, то ставила около дверей наклонно палочку. Уже каждый проходящий знал, что в доме никого нет. Жители деревни строились, а для этого устраивали помочи и почти всем селом помогали при выполнении тяжелых работ».

Воспоминания Гладковой (Родиной) Анны Михайловны

д. Карпуненки

И никто не заходил в дома, что говорит о правильном воспитании, наличии духовных ценностей. Помогали друг другу не за деньги – взаимовыручка: сегодня ты мне помог, завтра я тебе. В воспоминаниях встречаются истории когда в 1930-е годы жители деревень поддерживали друг друга и не допускали раскулачивания или помогали скрыться от властей.

«В деревне раскулачили только одну семью - Морозову Федору Васильевну Она имела большой достаток, использовала наёмную силу и даже содержала начальную школу. Возглавлял раскулачивание член комитета бедноты Попов Андрей Павлович. Во время раскулачивания Морозова накинулась на комиссию с косой, её забрали и дальнейшая судьба её неизвестна. У неё остался сын 15 лет, который скрывался от властей у деда на починке Шашмурки. Власти решили на него сделать облаву и во время облавы его поймал Пономарёв Алексей Игнатьевич, но он пожалел парня и отпустил. Через много лет, уже под другой фамилией, этот парень приезжал в деревню и благодарил спасителя».

Из записей Бубнова Владимира Савельевича, 1946 г.р. о деревне Пахомово.

 

«Много середняков пострадало во время коллективизации. Кто трудился от зари до зари, спать ложился в лаптях, так как не было ни сил, ни времени раздеться - те и были раскулачены и выселены».

Из материалов Нововознесенской библиотеки

Мы не правили, не редактировали тексты приносимых нам записей. Получились очень живые рассказы людей, разных по уровню образования, роду деятельности, просто с разной судьбой. Читая их, невольно представляются все действующие лица.

В воспоминаниях наших земляков упоминаются престольные праздники, хороводы, игры. Наши предки умели веселиться, радоваться жизни и окружающему миру, относились ко всему бережно и этому же учили детей. Сейчас со всех сторон говорят «дети другие, молодежь не та, что в наше время», но это мы, взрослые, воспитали этих детей и молодежь. Значит и мы другие.

Мы полагали, что проект закончится, книгу напечатаем, а дальше… А дальше люди решили за нас. Мне продолжают приносить воспоминания, присылать их в социальных сетях, фотографии, планы деревень (с пофамильной росписью в них проживающих). Что мы можем из этого получить? Во-первых, планировка селений, типы жилищ. Во-вторых, фамилии, «прикрепленные» к той или иной деревне. В-третьих, интересные судьбы. Спрашивают, когда будет продолжение. В качестве продолжения сейчас, главное, не потерять обретенных информантов, добровольных помощников; объединить их в команду единомышленников. И, если раньше, они были сами по себе, то теперь со всеми находками, идеями приходят к нам, в музей. В свою очередь и мы делимся с ними информацией, помогаем в поиске. Для примера: Гладков Владимир Петрович - пенсионер, полковник в отставке, уроженец деревни Родино – очень основательно подошел к изучению своей родословной, к истории деревни. Ежегодно организует встречи земляков. Поздеев Александр Георгиевич – на протяжении многих лет работал с учениками Кипринской школы, собирали материал по истории деревни. Много интересного материала принесли в музей. В этом году на совете ветеранов деревни Киприно было принято решение напечатать сборник по истории Киприно. И пусть этот сборник будет в единственном экземпляре в сельской библиотеке - это очень большая работа.

В планах разработать Опросный лист по истории колхозов и совхозов района, продолжить сбор воспоминаний, семейных историй.

Игнатьева Н.В., научный сотрудник МАУК "Очёрский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева"

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muzeum (26.04.2017)
Просмотров: 975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]