Главная » 2017 » Январь » 27 » Хранители веры
13:17
Хранители веры

  Очёрский краеведческий музей неоднократно приглашал посетителей на выставки, организованные сотрудниками музея совместно с настоятелями Храма Михаила Архангела,Храма Успения Пресвятой Богородицы. Нынешний выставочный год в музее  начался с разговора о традициях старообрядцев. 

 

   Начиная с 1972 года в Сивинском, Верещагинском, менее в Очерском районах Пермского края и в Кезском районе Удмуртской Республики (в границах так называемого Верхокамья) Археографическая лаборатория Московского государственного университета проводит полевые исследования. Изучают материальную культуру, быт старообрядцев; фиксируют их речь, обряды, манеру поведения; исследуют сохранившиеся книжные памятники. 
На выставке в Очёрском краеведческом музее им. А.В. Нецветаева  представлены фотографии Археографической экспедиции МГУ, сделанные в Сивинском районе и Республике Удмуртия, экспонаты из собрания Сивинского краеведческого музея, Очерского краеведческого музея им. А.В. Нецветаева, облачение священнослужителя и церковная утварь из Свято-Никольского храма села Бородулино, церковная утварь и книги из Храма Успения Пресвятой Богородицы. 

    «Старообрядчество – уникальное явление мировой и отечественной истории и культуры. …Оно стало фактом истории 20 стран четырех континентов. Во все периоды своего существования старообрядческие общины продемонстрировали поразительную стойкость по отношению к любым преследованиям и удивительную способность к адаптации. В старообрядчестве – в той или иной степени и сегодня сохраняющем древнейшие традиции веры и жизни, - современная наука и современные общественные движения ищут ответы на многие вопросы, связанные с истоками российской истории и культуры». (Ирина Васильевна Поздеева, российский историк, археограф, исследователь рукописной и старопечатной славяно-русской книги, русского старообрядчества и православной церкви. Доктор исторических наук, профессор. Член Археографической комиссии РАН г. Москва).

    Особое значение старообрядцы уделяли своим церковным книгам. На выставке представлены старопечатные книги из собраний Очёрского и Сивинского музея.

    "Столетиями существования больших и малых старообрядческих центров был отлажен механизм передачи «премудрости книжной» между поколениями и внутри социума (в рамках согласия, толка, направления). В крестьянском Верхокамье этот механизм едва ли значительно отличался от других старообрядческих анклавов на пути из Центральной России в Сибирь. До репрессий 30-х гг. XX в. ведущую роль в передаче основ конфессиональной традиции играли «грамотные старики» – наставники, уставщики, учителя. Именно от соборных стариков дети часто получали первые уроки грамоты, знание основных молитв, правил и церковного обряда. Вот как в 1990-е гг. мои пожилые собеседницы вспоминали деревенскую старообрядческую школу 1920х гг.: «До 40 целовек собиралися. Молодежь учили грамоте. Нарошно собирали: призовут и уцят. Просто уцыли по старым книгам: перво – Азбука, пенью пеньём. Приходи уциця, кто хотел» (Екатерина Кирилловна, д.Мартиленки, 1992 г.); «Учили раньше по книгам. Устиньи из Егваря дядя – к нему ходили, как школьники, читать и толковали…» (Марья Давыдовна, Киршонки, 1997 г.). Учить и объяснять церковную историю и вероучение считалось обязательным не только детям, но и взрослым. В отличие от молитвенного общения, доступного только для «приобщенных», совершивших обряд перехода из «мирских» в «соборные», внимать
поучению наставника могли и соборные, и мирские члены общины. В с. Киршонки дочь крестьянина, содержавшего молитвенный дом, рассказывала: «Полная изба набивалась, а на полатях полным-полно мирских<…> Бывало после моления беседные книги читывали старики: пастырь читает, а наставник объясняет» (Ирина Евдокимовна, д. Развал/Сосновка, 1992 г.). «Чтение на рассуд» (т.е. с рассуждением, с толкованием), которое практиковали грамотные члены общин-соборов, безусловно, играло определяющую роль в  формировании христианского мировоззрения поморцев Верхокамья" (Е.Б. Смилянская Книжная премудрость и избрание пути спасения старообрядцами Верхокамья на рубеже XX-XXI вв.")

Материал подготовлен научным сотрудником музея Н.В. Игнатьевой, И.В. Махначёвой.
Просмотров: 388 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]