Главная » 2022 » Август » 12 » Из истории становления физической культуры и спорта в Прикамье
11:48
Из истории становления физической культуры и спорта в Прикамье

День физкультурника отмечается в нашей стране с 1939 года. Для широких народных масс физическая культура и спорт становятся доступными в последней трети 19 века. В это время земства поощряют занятия физической культурой в начальных школах,  дополнительно оплачивая эти необязательные уроки.

«К организации спортивных занятий подталкивала и военная реформа 1874 г., в соответствии с которой сроки службы в армии значительно сократились, и от новобранцев требовалась более качественная физическая подготовка и патриотический настрой». 

В Пермской губернии уже в 1875 г земством организуются курсы по преподаванию физической культуры и гимнастики в школе. Это объясняется желанием  земцев сформировать полноценную всесторонне развитую личность.

 В начале ХХ в. выпускник начального народного училища должен был освоить не только элементарную грамотность (читать, писать, считать), но  и способы сохранения здоровья, овладев азами гигиены  и физической культуры. 

Однако спортивные занятия по-прежнему были редкостью в начальной школе. Из имевшихся на 01.01.1906 г. в губернии 1279 учебных заведений, занятия гимнастикой проводились  только в городских школах и в 12 сельских начальных училищах в Верхотурском Красноуфимском и Оханском уездах .  

В начале 1910-х гг. Министерство народного просвещения добавило к обязательной программе начальных народных училищ такие предметы, как рисование и гимнастика (по два урока в неделю). 

Чтобы реализовать идею об обязательных занятиях физкультурой в школе, необходимо было дать педагогам азы её преподавания.  Но отсутствовала единая методика преподавания гимнастики, физической культуры и гигиены.

В основу школьной физкультуры была положена сокольская гимнастика, положительно зарекомендовавшая себя в курсах  российских гимназий и военных училищ.

 Основателем её был профессор Пражского университета Мирослав Тырш.

«В комплекс были включены разнообразные упражнения:  выполнявшиеся без снарядов или предметов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.); упражнения с предметами (булавами, обручами, палками, флажками, гирями и др.); упражнения на снарядах (перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне); групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, хороводы, танцы, игры и т.п.); боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование и др.)». 

Комплекс не только предполагал физическое совершенствование, но и патриотическое воспитание, тренировку тела и укрепление нравственных сил и военную подготовку населения.

Первое российское сокольское общество появилось в Санкт-Петербурге в 1878 г. В 1910 г. был учрежден «Русский гимнастический Сокольский Союз». Царь  поддержал это движение, предписав русским военным училищам взять сокольскую систему упражнений на вооружение. Сокольская гимнастика стала основой физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях. 

Расширение физкультурного движения было приостановлено событиями 1917 г. и последовавшей Гражданской войны. В дальнейшем, уже в советской школе, практика сокольской гимнастики нашла продолжение. Внедрение комплекса физических упражнений, имеющих не только здоровье сберегающий характер, но и нацеленный на формирование нравственных, патриотических качеств, отвечало требованиям новой власти. Массовое занятие физкультурой позволило формировать новую концепцию досуга, подготовило молодежь к военной службе, отвлекло от бытовых трудностей, столь естественных для послевоенного восстановительного периода. 

Практика сокольской гимнастики не только не была утрачена, но и усовершенствовалась, хотя ее название «затерялось». Комплексный подход, характерный для нее, позволил не только оздоровить нацию, но и подготовить население к внедрению в 1930-х гг. системы ГТО. 

Становление физкультуры как школьного предмета происходило 1920-1930-е гг.  К концу 1921 г. в Приуральском военном округе функционировали военно-спортивные клубы, физкультурные и спортивные центры. Они были инициаторами создания в школах кружков физической культуры или спортивных ячеек, присылали в учебные заведения для работы инструкторов физической культуры, предоставляли ученикам для занятий спортплощадки и стадионы.

Однако в первой половине 1920-х гг. преподавание физкультуры в общеобразовательных средних учебных заведениях практически отсутствовало, сводилось к простой гимнастике, а в сельских школах осуществлялось в форме детских подвижных игр.

После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 13 июня 1925 г. «Задачи партии в области физической культуры»  деятельность общественных организаций по физическому воспитанию учащихся значительно усилилась,  на 1 февраля 1926 г. число «охваченных» физкультурой школьников в Уральской области увеличилось с 5 603 до 25 018 человек

С 1926 г. уроки физкультуры стали обязательными в общеобразовательных школах II ступени и в старших классах семилетки. В 1926- 1927 гг. была разработана единая программа предмета «Физическая культура». Однако во многих школах Урала не было возможности работать по этой программе, прежде всего  из-за нехватки спортивных снарядов и инвентаря. Дело осложнялось ещё и тем, что основная масса уральского учительства не была знакома с сущностью,   основами физического воспитания.

  Для подготовки кадров преподавателей и инструкторов физкультуры в Перми в 1929 г. был открыт физкультурный техникум.

Во второй половине 1920-х гг. в проведении спортивно-массовой работы среди школьников активно включились пионерские организации.  Почти на всех пионерских слётах проходили спортивные соревнования. Соревновались в спортивных играх (чаще всего волейболу), беге на 60 м., прыжкам в высоту с разбега и метании хоккейного мяча, а также в плавании – эстафете 4х50 вольным стилем.

Однако до начала 1930-х гг. физкультура как учебный предмет в большинстве общеобразовательных школ на Урале не преподавалась. Потому, что условий для охвата  широких  детских  масс физкультурой   в советской глубинке не было.  Не хватало физкультурных помещений. В основном занятия проводились в обычных классных комнатах. Физкультурного оборудования практически не было.  Сказывались  материальные трудности   начала 1930-х годов, связанные с ускоренной индустриализацией и коллективизацией.

В начале 1930-х годов  детские физкультурные кружки и занятия  носили в основном физкультурно-оздоровительный характер, а со второй половины 1930-х годов усиливается их военно-мобилизационная направленность, физкультурная работа все более политизируется.  

С ухудшением международной ситуации, воспитание сильных и выносливых молодых людей стало восприниматься, как одно и  важнейших условий  советского патриотизма. Введенный в марте 1931 комплекс  ГТО стал рассматриваться как один из методов решения этой задачи.

Становление комплекса ГТО происходило в период 1931 - 1934 гг.

Успешно выполнившие нормы получали значки ГТО или БГТО, а позднее — удостоверения.  Вполне,  естественно, что основной  площадкой для утверждения  норм ГТО среди детей должна была стать  общеобразовательная  советская школа.  

Практически во всех парках отдыха городов СССР создавались парашютные вышки, тиры для стрельбы, организовывались спортивные массовые общества, проводились физкультурные парады, устраивались походы, строились спортивные объекты. Для молодого человека было почётно иметь на груди значки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник» или «Будь готов к труду и обороне» (БГТО).

В школах Урала, как и по всей стране  военно-физкультурная работа проводилась под лозунгом сдачи норм на оборонные значки.

(Фотография из фондов Очерского музея)

Просмотров: 173 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]