Друзья, в преддверии праздника мы присоединяемся к акции, участники которой рассказывают о настоящих защитниках нашей Родины. Герой сегодняшней публикации - Виктор Григорьевич Чудинов, коренной очёрец, педагог, один из участников Молотовской танковой бригады.
В.Г. Чудинов награждён медалью «За боевые заслуги». С марта 1944 года в составе танковой бригады В.Г. Чудинов на I Украинском фронте. За образцовую организацию скрытой связи бригады с корпусом и полками был награждён орденом Красной звезды. За организацию связи во время действия бригады в глубоком тылу врага и личную храбрость был награждён орденом Отечественной войны II степени.
В приведенном ниже тексте - рассказ Виктора Григорьевича о днях службы, вошедший в книгу "Пермская танковая бригада".
В. Чудинов
ЗАПАХ ПОРОХА И СИРЕНИ
2 мая добровольцы Западного Урала вели напряженные бои за Берлин. В ночь на 5 мая я и другие товарищи услышали переданную через сильные радиостанции просьбу восставших жителей Праги: «Красная Армия, мы, жители Праги, просим вас оказать нам помощь. Фашистские войска бесчинствуют в городе, — насилуют женщин, убивают детей и стариков». Такое же обращение было передано войскам союзников, которые находились в то время на территории Чехословакии, в восьмидесяти километрах от Праги, но они не ответили на просьбу восставших. Обращение чехов взволновало сердца добровольцев; каждый хотел участвовать в освобождении единокровных братьев.
Это желание сбылось: через полтора-два часа командир бригады гвардии полковник Прошин разъяснил приказ командования: совершить ускоренный марш в Чехословакию по маршруту Берлин — Прага.
Несмотря на полночь, в подразделениях бригады царило оживление. На партийных и комсомольских собраниях воины коммунисты и комсомольцы давали клятву выполнить приказ командования.
Вступавшие кандидатами в члены КПСС командир танка гвардии лейтенант Михалкин и механик-водитель Кайда заявили: «Невзирая на трудный рельеф местности и большое расстояние, при любых условиях мы выполним приказ командования — к началу суток 9-го мая будем в Праге и окажем помощь повстанцам».
Саперы — гвардии сержант Балдин, гвардии рядовые Заипаров, Дробинин, Шардаков и другие заявили: «Пути и дороги, по которым пойдут наши танки и машины, будут очищены от мин и лесных завалов».
Разведчики — гвардии старший лейтенант Короткевич, бывший шахтер гвардии старшина Герой Советского Союза Никонов, рядовой Генатулл Занатуллин— поклялись, не щадя своей жизни, уничтожить врага.
Пополняясь боеприпасами и горючим, бригада в составе армии генерала Лелюшенко вскоре начала этот первый в военной истории марш танковых и механизированных войск по столь трудному рельефу. По сторонам узких горных дорог пролегали ущелья и пропасти. В этих местах обойти передовой танк или машину было невозможно. Местами дорога была заминирована и перекрыта лесными завалами. Враг отдельными группами сосредоточивался в местах наиболее трудно проходимых и старался артиллерийским и автоматным огнем задержать продвижение наших войск.
Разбивая заслоны и узлы сопротивления оккупантов, к исходу суток 7 мая передовой отряд бригады под командованием гвардии капитана Щербань подошел к Судетам и вступил в бой за единственный путь через горы в этом районе.
Прикрывшись лесными завалами, враг, сосредоточась на высоте, держал под сильным артиллерийским огнем горную дорогу.
Саперы Шардаков, Заипаров, Дробинин и другие под командой сержанта Балдина, прикрываемые огнем танков, подорвали завалы и расчистили путь для бригады.
Но во время закладки заряда вражеской пулей был убит достойный сын советского народа, доброволец, гвардии сержант Балдин, награжденный посмертно орде ном Красного Знамени.
На рассвете 8 мая бригада достигла вершины гор и заняла небольшое местечко, в котором проживали судетские немцы. Жители попрятались, но, видя безупречное поведение наших воинов, стали возвращаться в свои дома и виновато говорили:
— Мы впервые видим русских людей. Они совсем не похожи на тех, какими нас пугала геббельсовская пропаганда.
На пути в бригаду все чаще стали появляться чешские хутора и местечки, население которых с нетерпением ждало «Руду армаду».
Трудно рассказать о той радости, с какой встречали нас местные жители, о том, как благодарили они за освобождение их от фашистского ига.
Одна старушка бежала по полю с огромным букетом цветов и опоздала их вручить передовой группе. Думая, что прошли уже все войска, она горько заплакала и когда увидела новую колонну, то скорей устремилась к ней. Супруги Франтишек и Мария Тон из местечка Оберауна сказали нам: «Мы вас давно ждали. По ночам выходили во двор и следили за приближением вспышек разрывающихся снарядов в горах. Мы приехали сюда, чтобы встретить вас».
Все население Чехословакии встречало нас как старших братьев, даже ночью люди стояли по обочинам дорог и приветствовали приход Советской Армии. В некоторых деревнях девушки расстилали на дорогах ковры.
К утру бригада с боями прошла Судетские горы, вышла на шоссейные дороги и на высоких скоростях устремилась в Прагу. В четыре часа утра 9 мая мы с ходу вступили в бой на ее западной окраине.
На улицах Праги повстанцы из мостовых плит и камней построили баррикады. Увидев танки, жители с приветственными возгласами: «Наздар, Руда армада!», стали расчищать путь, но танки и так, плавно переваливаясь, проходили через препятствия.
Сильные бои завязались у моста через реку Влтава.
Фашистские захватчики стремились не дать нам возможности перейти на другую сторону реки к центру города, где была сосредоточена военная техника врага.
Малейшее промедление — и колонна может уйти. Необходимо было отрезать ей пути отхода. Это сразу понял командир танкового батальона гвардии капитан Щербань, идущий в передовом отряде. Дав команду: «Делай, как я», на предельной скорости он повел танк вперед, увлекая за собой остальных. Проскочив мост, танки огнем и своей ударной силой отрезали пути отступления колонне. Немцы, побросав технику, бежали к центру города.
Развивая наступление, освобождая квартал за кварталом, бригада продвигалась к Вацлавской площади.
В уличных боях участвовал весь личный состав бригады, вооруженный автоматами. Танкам приходилось действовать очень осторожно, потому что из окон и балконов домов нас приветствовали дети и женщины, а с чердаков и подвалов вели автоматный огонь захватчики.
Враг был настолько деморализован, что появление даже небольших групп наших автоматчиков наводило в рядах фашистов панику. Например, начальник штаба батальона гвардии старший лейтенант Шелемотов, меняя расположение штаба, вместе с двумя связистами и писарем завязал перестрелку с группой захватчиков. Немцы — их было более ста — считая, что русских воинов много, сдались в плен.
К исходу дня 9 мая бои в Праге закончились. Бригада только за один день взяла в плен более тысячи фашистов, захватила много военной техники и снаряжения.
Всего комментариев: 0 | |