Главная » 2015 » Ноябрь » 3 » О пермской деревянной скульптуре и выставочном проекте
12:26
О пермской деревянной скульптуре и выставочном проекте

   Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания. Разные по стилю, высокие с человеческий рост и миниатюрные объемные изображения представляют образы Христа, Богородицы, Архангелов и святых. Есть в этом собрании и традиционные храмовые распятия. Но все же большая часть произведений пермских мастеров, является неканоническими. Стоит напомнить, что в XVI веке Стоглавый собор запретил объемное изображение Христа как плотское, смутительное, а два века спустя святейший Синод (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердил это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить».

   Однако в строгановских землях, особенно на севере, скульптурные изображения долго еще сохранялись. И это было связано отнюдь не с эстетическими предпочтениями приходского духовенства и не с почитанием самих изображений наравне с иконами, а с условиями, в которых велась евангельская проповедь. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Русские поселения соседствовали с татарскими, коми-пермяцкими, зырянскими, марийскими и удмуртскими. Настоящая миссионерская деятельность здесь стала возможна лишь в процессе колонизации после включения покоренных территорий в состав государства Российского. Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Вот почему объемные изображения при подавляющей неграмотности крестьян оказались понятней, доступней для восприятия новых членов Церкви, обращенных из язычников.

   Со стороны священнослужителей такого рода «снисхождение» было частью битвы за души. Как было вести себя приходскому священнику, когда местный резчик, потрясенный историей Христа, вырезал из дерева не столбовое изображение языческого «божества», как прежде, а увиденный им на иконе земной облик Спасителя, стараясь передать с помощью пластики невыносимость Его страданий? Даже самый строгий зритель едва ли найдет в этих скульптурах нечто чувственное: наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?

   Деревянная скульптура представляла интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической. В ней отразилось то, как происходило «усвоение», «присвоение» Христа недавними язычниками. Самые впечатляющее в пермской коллекции – те образы, в которых прослеживаются черты местных народов. Есть среди них «Христос с лицом татарина», «Христос» в образе крестьянина коми-пермяка в синеном шабуре с опояской. Создатели скульптуры, вольно или невольно, сумели передать главное: жертва Спасителя была жертвой за мир…Интересна и история формирования коллекции. Собиратель ее был человеком сугубо светским, искренне увлеченным музейным делом и историей искусства. Имя его Николай Николаевич Серебренников. Впрочем, интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Революция многое «перепутала». В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных».

    В начале 20-х годов вместе с руководителем музейного дела в Прикамье А.К. Сыропятовым Н.Н. Серебренников предпринял первые шаги к осуществлению своей мечты – создать коллекцию церковного искусства, где была бы представлена и пермская деревянная скульптура.

   Возможно, никакой коллекции и не было бы, если бы не «случай». Как-то в 1922-м году, возвращаясь домой под вечер, Серебренников свернул в сторону старой кладбищенской часовни села Ильинское, двери которой оказались раскрыты нараспашку. В темном помещении его внимание привлекли пять скульптурных изображений, которые тут же с разрешения местного исполкома были перенесены в Ильинский музей. Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов. В результате составилась коллекция из 412 отдельных образцов ваяния.

   Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в величину человеческого роста  и выше..

   Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец.

  Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

   Об «ангелах в париках» Никона Кирьянов. Известно, что множество таких фигур в 19 веке вырезал из липы скульптор-самоучка Никон Кирьянов. И украсил ими один из храмов в деревне Габово Оханского уезда. В галерее поясняют: мастер изобразил небесное воинство в духе петровских времен. Здесь предполагают, что лица своих солдат-ангелов Кирьянов создавал, взяв за основу один из лубочных портретов Петра Первого. У него была очень сильная мечта - он хотел свою деревню превратить в рай. И он считал, что чем больше он будет создавать ангелов, таких небесных сил, тем быстрее это произойдет. И самое интересное, что у всех этих ангелов у них съемные крылья. То есть он, видимо,  как-то предусматривал процесс разбора их.

   Этнограф, краевед, профессор Г.Н. Чагин и фотограф, сотрудник Пермской художественной галереи В.Е. Заровнянных,  спустя почти 100 лет. Повторили путь экспедиций Серебренникова, проехав по тем местам, откуда пришли в коллекцию галереи «деревянные боги». На фотовыставке «Пермские боги. Образ. Место. Время» представлены не только современные фотографии, но также авторские фото известных и  неизвестных авторов почти за столетие. Фотографии мест, откуда «родом» скульптуры, отличаются строгой красотой и притягательностью, удивительными культовыми сооружениями, а сами скульптуры передаются так точно, объёмно, реалистично, что их хочется потрогать.

   Очерский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева стал 12 музеем, принявшим выставочный проект «Пермские боги. Образ. Место. Время». В каждом населённом пункте эта выставка собирала большое число посетителей, тех, кто интересуется историей и культурой своего края.

Просмотров: 851 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]