Изначально вполне разумные просьбы об уравнивании в правах были изложены женщинами в годы Войны за независимость Северо-Американских Штатов против Англии (1775-1783). Абигейл Смит Адамс стала первой феминисткой Америки (1744-1818). Франция оказалась в числе первых среди стран, приступивших к выпуску журнала специально для женщин, для тех, кто в борьбе отстаивает свои права за независимость. Первый номер журнала вышел накануне Великой французской революции. Тогда же стали образовываться первые революционные клубы, участницы которых вели политическую борьбу. Однако Конституция 1791 года запрещала женщинам участвовать в политической жизни страны. Примерно в ту же пору Национальному собранию Франции представили на рассмотрение Декларацию прав женщины и гражданки. Ее подготовила некая Олимпия де Гуж. За основу была взята Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Основным требованием декларации было признание абсолютного равенства в правах женщин. Примерно тогда же образуется "Общество женщин — революционных республиканок". Организация, действительно защищающая права женщин, просуществовала до 1793 года. Впоследствии деятельность общества запретил Конвент, а "смутьянку" Олимпию де Гуж постигла печальная участь — она была отправлена на эшафот. С 1795 года закон Франции запретил женщинам одним посещать общественные места. В 1804 году во Франции выходит указ, лишавший женщину всяческих гражданских прав и передававший ее под полную опеку мужчины.
Эпоха Просвещения породила концепцию паритетности женщин и мужчин во всех областях общества: политической, социальной, культурной, духовной. Связано это было с принятием либеральной теории "естественных прав и свобод" гражданина. Данная теория впервые в Европе получила законную силу в основном документе Французской революции, именуемом "Декларацией прав человека и гражданина" (1789).
Француженки, вдохновленные революционными призывами, открывали свои клубы, становились активными участницами всех общественных и политических событий. Радость "барышень" была кратковременной: после принятия декларации, а позже и конституции новой республики, выяснилось, что, оказывается, женщины не получили никаких прав и все осталось по-старому. Права на владение собственностью, избирательные права остались, как прежде, за мужчинами. Олимпия де Гуж сделала попытку восстановить справедливость, предоставив на всеобщее обсуждение "Декларацию прав женщины и гражданки", вышедшую в свет в 1791 году. В историю эта декларация вошла как первое воззвание против дискриминации женщин Нового времени. К глубокому разочарованию прогрессивных француженок, их революционный манифест не нашел ни одобрения, ни понимания в обществе. Союзы независимых женщин попали под запрет, а впоследствии женщинам отказали в присутствии, а тем паче участии в публичных мероприятиях. Годом позже британка Мэри Уоллстонкрафт опубликовала свою работу под названием "В защиту прав женщин". Мэри на самом деле пыталась отстоять равноправие женщин в обществе. В то время весомым доводом противников равноправия было утверждение, что женщины, по природной сути своей, не способны быть самостоятельными, не могут сами принимать решения, а потому им необходимо руководство. Из-за этого они лишаются права самостоятельно голосовать.
Джон Стюарт Милль, британский философ и экономист, спустя 70 лет поддержал и продолжил идею Уоллстонкрафт своей работой "О подчинении женщины" (1861), в которой пытался разобраться, что же стало причиной политической инертности женщин, их пассивности, безразличия, немого согласия с бесправием в гражданском обществе. Джон Стюарт поддержал наиболее "продвинутых" англичанок, которые категорично настаивали на праве свободного волеизъявления, на том, что они желают самостоятельно принимать решения и участвовать во всех политических процессах государства. В 1867 году в парламент Великобритании была представлена петиция, защищающая права женщин. Это было великим достижением в движении защитниц женских прав того времени. Главным политическим требованием женских организаций в XIX веке было предоставление женщинам права на голосование. Жительницы Великобритании и Америки были самыми прогрессивными и наиболее активными борцами за свои политические права.
С той поры начальный этап борьбы женщин за равноправие стал называться суфражизм (от suffrage — право голоса). Кроме возможности участвовать в выборах, суфражистки требовали равноправия в имущественных вопросах, в возможности получать высшее образование, получать профессию и работать вне дома.
Манифест сторонников женского движения был торжественно провозглашен активистами Северо-Американских Штатов на первой конференции по правам женщин. Произошло это знаковое событие в 1848 году, когда была принята "Декларация чувств", в которой прописали ключевые позиции и принципы суфражизма. Автор манифеста, Элизабет Стэнтон, через название попыталась показать, что "Декларация чувств" неотделима от "Декларации независимости", основном законе Америки, который был принят во времена Американской революции. На конференции утвердили лозунг движения суфражисток: "Все мужчины и женщины созданы равными".Кроме того, огласили требование женщин разрешить развод, попечительство над детьми после расторжения брака, а еще узаконить права женщин в имущественных вопросах, праве наследования, возможности самим работать и зарабатывать, и возможность учиться в университетах. Сторонники суфражисток были уверены, что добиться своих прав можно исключительно борьбой. В 1850 г. в США прошел первый Общенациональный съезд женщин и была создана Национальная ассоциация по избирательным правам женщин. Главной ее целью стала борьба за предоставление нашему полу права голоса (suffrage). Так появились суфражистки. Эти «амазонки XIX века» устраивали митинги, первыми начали носить брюки. Благодаря их стараниям в 1869 г. жительницы нового штата Вайоминг получили право голоса, а спустя год им разрешили работать в судах. В других штатах борьба шла с трудом. Многие референдумы о предоставлении женщинам права голоса были проиграны из-за козней виноделов, они опасались, что леди будут выступать за запрещение Малочисленные женские группы Америки и Европы в начале ХХ века становятся полноценными национальными объединениями, уже имеющими определенный вес в обществе и возможность влиять на некоторые политические процессы.К слову, женщины нашли защиту и в лице социалистов. Самой яркой активисткой, знаковой фигурой в "женском вопросе" стала Клара Цеткин. В 1910 году в столице Дании Копенгагене был проведен VIII Международный конгресс Второго Интернационала. Участники вышли с предложением ежегодно отмечать Международный женский день как день борьбы за политическое и социальное равноправие женщин. С подачи идеи Кларой Цеткин, 8 марта и стало таким днем.
Новая Зеландия оказалась в лидерах среди стран, где женщины, правда, лишь имущие, получили, наконец, права. 1893 год оказался решающим для женщин этой страны. В 1902 году Австралия стала последовательницей Новой Зеландии. В Северной Европе женщины получили равные с мужчинами права позже (с 1906-го по 1915 год). Россия оказалась седьмым по счету государством, где женщины в ходе Февральской революции 1917 г. получили право голоса. А француженки обрели его почти через тридцать лет после россиянок. А последней в списке стран, давших женщинам свободу, стала в 2011 году Саудовская Аравия.
Мы знаем, что наши женщины могут всё: они рожают детей и занимаются домом, они заменяли ушедших на войну мужчин, они неоднократно отстраивали лежащую в руинах страну. Поклон низкий им, российским женщинам.
Поздравляя наших милых очерянок с праздником, на этом сайте, в фотоальбоме "Лица эпохи", мы предлагаем подборку фотографий женщин разных лет из фондов музея.
Всего комментариев: 0 | |