Часть жителей Очёра, особенно верующие, знают, что наш район неоднократно посещали митрополиты Древлеправославной Церкви. Митрополит Алимпий освящал действующую церковь в Очёре, митрополит Корнилий знакомился с жизнью прихожан в районе. Сейчас мало кто помнит, что в Очёре начинал свою трудовую деятельность будущий священномученик, местоблюститель архиепископского престола, епископ Викентий.
Епископ Викентий (в миру Василий Семёнович Никитин; 28 мая 1892, село Замолодино, Костромской уезд, Костромская губерния — 12 или 13 апреля 1938, Москва) — епископ Древлеправославной Церкви Христовой, епископ Кавказский, местоблюститель архиепископского престола (1935—1938).
Родился 28 мая 1892 году селе Замолодино Костромской губернии. Его отец, Семен Никитин был казаком-старообрядцем, верой и правдой послуживший отечеству в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов. С этой войны он привез черноокую красавицу-турчанку, крестил и женился на ней. В ту пору подобные браки были нередки. Достаточно вспомнить, что Гонората — бабушка писателя Константина Паустовского — была полоненной турчанкой Фатимой.
Поселившись в Замолодине, Никитин занялся торговлей. Дела шли неплохо, и вскоре он с семьей перебрался в Кострому, в собственный дом. Но жена рано умерла, и Никитину, хорошо знавшему историю старообрядчества, ревностному староверу, пришлось одному воспитывать детей в «страхе Божием» и в верности «древлему благочестию». Отец привил мальчику глубокий интерес к русской старине, к древлеправославной вере. Достаток позволил дать детям хорошее образование и в 1906 году купец отправил сына Василия учиться в Москву, в Старообрядческое городское училище.
Завершив обучение в 1910 году, Василий возвратился в Кострому, где начал давать уроки русского языка. В 1912 году Василий переехал в село Очёр Пермской губернии, где стараниями местных старообрядцев был построен храм, а при нём открыта школа, в которой Василий Никитин в течение года работал учителем младших классов.
В 1912 году — в Москве открылся Старообрядческий богословско-учительский институт. Директором института стал Александр Степанович Рыбаков, отец известного историка, академика Бориса Рыбакова.
В 1913 году Василий уехал в Москву и поступил в недавно открывшийся Старообрядческий богословско-учительский институт, но доучиться до конца ему было не суждено — началась Первая мировая война.
В сентябре 1916 г. Василий Никитин призван в армию. На Австрийский фронт он отправился в звании рядового, однако благодаря хорошему образованию был определен писарем в штаб.
Война закончилась для Василия Никитина в январе 1918 года, а в феврале он вернулся в Кострому. Здесь он женился на Марье Ивановне Моховой, дочери плотника из Ярославской губернии, руководительнице хора костромского старообрядческого храма. Вернувшись с фронта, Василий устроился работать библиотекарем и продолжил свое образование — он окончил годичные учительские курсы и получил звание «учителя первой степени». В июне 1919 года у молодых супругов родилась дочь Калерия, а в августе Василия Семеновича снова забрали в армию, на этот раз — в Красную.
Никитин оказался в кавалерийском запасе Костромы, где служил до апреля 1921 года «культработником» — учил неграмотных красноармейцев писать и читать. Как великое счастье воспринял он возможность демобилизации. На следующий день после увольнения из армии Василий был рукоположен в священники для прихода костромского села Куниково.
Вскоре отец Василий познакомился со старообрядческим епископом Петроградским и Тверским владыкой Геронтием. Епископу понравился сельский священник, отличавшийся хорошим образованием и незаурядным умом. Вместе они организовали несколько приходских школ. Не хватало преподавателей, поэтому в 1924 году было решено втайне от властей открыть курсы для подготовки старообрядческих учителей. Предполагалось, что отец Василий будет преподавать русский язык, а владыка Геронтий — церковный устав. Но об организации курсов стало известно властям. Священника арестовали и около месяца держали под арестом, а затем отпустили под подписку о невыезде.
Оставаться в Костромской губернии было опасно. Поэтому в феврале 1925 года по рекомендации епископа Геронтия отец Василий был переведен в Москву, к храмам Рогожского кладбища.
В январе 1926 году его жена скончалась от саркомы. На руках отца Василия остались дочь Калерия и сын Лев.
В сентябре 1928 года состоялся Освященный Собор Старообрядческой Церкви, последний перед многолетним перерывом. На этом Соборе отцу Василию было предложено принять архиерейский сан. Священник отказывался, но соборяне с великим трудом уговорили его. Среди членов Освященного Собора находился епископ Саватий — отец священноиерея Василия.(Семен Никитин был пострижен во иноки, наречен Саватием и 5 июня 1922 года рукоположен в епископы с титулом «епископ Ярославский, Вологодский и Архангельский». В конце 1920-х годов владыка Саватий был арестован, но вскоре освобожден. По одним сведениям, он остался на Севере, где скончался «от старости» в 1932г.. По другим — престарелый архиерей вернулся умирать в Кострому.) Он присоединил свой голос к голосу Собора, благословляя сына вступить на крестный путь. Было решено, что он возглавит Кавказскую епархию вместо скончавшегося епископа Феодосия (Монокова).
Прямо во время Собора, 16 сентября, священник был пострижен во иночество и наречен Викентием, а через неделю (06.10 (23.09 ст. ст.)) хиротонисан во епископа на Кавказскую епархию. Вместе с семьей новопоставленный архиерей отправился в Ессентуки, где поселился в церковной сторожке при старообрядческом храме.
Время было страшное… Советская власть начала безжалостную борьбу с религией Обложила «тунеядствующее» духовенство огромными налогами. Многие священники не могли уплатить их, а потому отрекались от сана.
Впрочем, советская власть боролась со «служителями культа» не только завышенными налогами. Наиболее стойких и упорных ожидали репрессии — расстрелы, лагеря и ссылки. Не миновала эта участь и епископа Викентия — он был арестован 13 апреля 1932 года в Ессентуках.
Его обвинили в «создании и руководстве Северо-Кавказским филиалом Всесоюзной контрреволюционной организации старообрядцев». Он якобы «подготавливал вооруженное восстание против советской власти, вел шпионскую деятельность в пользу Румынии, воспитывал молодежь в антисоветском духе, агитировал против колхозов, распространял и хранил антисоветскую литературу, а также портрет бывшего царя Николая II. Распространял слухи о скорой интервенции японцев. Агитировал молодежь против вступления в комсомол и Красную армию». Осуждён на десять лет лишения свободы. Наказание отбывал в Свирских исправительных лагерях.
В сентябре 1933 года досрочно освобождён из-за болезни ног, полученной ещё на службе в армии. С осени 1934 года проживал в Москве, служил не только в Покровском соборе на Рогожском кладбище, но и во всех уцелевших старообрядческих храмах. Поскольку в 1934 году скончался архиепископ Московский и всея Руси Мелетий (Картушин), а созывать Освященный Собор для выборов нового предстоятеля по условиям того времени было невозможно, между епископами началась переписка с целью избрания местоблюстителя. В феврале 1935 года после длительной переписки епископ Викентий был утверждён местоблюстителем Московского архиепископского престола.
«Условия жизни ему достались тяжелейшие, тем не менее он принимал участие в богослужениях в уцелевших московских храмах и в самый острый период антирелигиозных гонений находил мужество после богослужений говорить проповеди. Авторитетом среди верующих он пользовался огромным, народ его почитал и любил».
Но служение местоблюстителя Викентия оказалось недолгим. В газете «Известия» от 30 января 1938 года была опубликована клеветническая статья некоего А. Юрина «Архиепископ всея Руси». В статье епископ Викентий обвинялся во всех мыслимых и немыслимых грехах: он бывший белогвардейский офицер, церковный карьерист, погубивший жену ради архиерейского сана, румынский шпион, горький пьяница, дебошир и пр.
5 марта 1938 года, епископ Викентий был арестован и доставлен во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади в Москве. Через несколько дней его перевели в Бутырскую тюрьму, затем в Лефортовскую. Здесь после очередного допроса в ночь с 12 на 13 апреля он скончался от кровоизлияния в мозг. Тело было увезено в крематорий Донского кладбища, прах захоронен в общей могиле.
В 1990 году Генеральной прокуратурой епископ Викентий был реабилитирован.
Материал для публикации подготовлен старшим научным сотрудником музея Николаем Емельяновичем Бесстрашниковым.
Всего комментариев: 0 | |