Главная » 2018 » Октябрь » 25 » Звук из прошлого
07:54
Звук из прошлого

Добрый день, друзья! Приносим извинения за долгое молчание. Надеемся, вы будете читать нас чаще. Зачастую, работая с музейными фондами, обнаруживаешь крайне интересные записи, документы, предметы с богатой историей. Например, такие как пластинки фирмы Пате начала 20 века. Фирма Патé была основана братьями Шарлем и Емилем Пате (Charles & Émile Pathé), являвшимися владельцами процветающего бистро в Париже. Всё началось с того, что приблизительно в 1890 они увидели демонстрирующийся на ярмарке фонограф Эдисона (Edison), и, очарованные устройством, договаривались об аренде одного аппарата для привлечения публики. Фонограф, ещё малоизвестный в то время, привлёк в заведение Патé такое количество любопытствующих , что вскоре на его прослушивание выстроилась целая очередь. Некоторые даже спрашивали о возможности приобретения фонографа для себя. Братья решили, что, вместо того, чтобы приносить больше прибыли бизнесу Эдисону, нужно начать делать свои собственные аппараты, и уже в 1894 они начали продавать фонографы собственного производства, правда первоначально основанные на дизайне Эдисона. К 1896 уже имели офисы и студии записи не только в Париже, но также в Лондоне, Милане, и Москве.

В 1905 они начали производство грампластинок, сначала односторонних с записью на слое воска, нанесённого поверх основы из цемента. В октябре 1906 они начали производить диски из более обычного материала – шеллака. Но даже с переходом на этот менее эксцентричный материал, диски Патé оставались непохожими на любые другие. Звуковые канавки имели вертикальный вид записи, в отличие от обычного поперечного. Канавки были более широкими, чем используемые любой другой компанией, а для проигрывания требовалась специальная иголка с шарообразным остриём, имеющим радиус 5 тысячных дюйма. Диски вращались со скоростью 90 (и даже 120) оборотов в минуту, а не 78 или 80. Запись начиналась с внутренней канавки, двигаясь от центра диска к краю, а не наоборот. Возможно, что вся эта необычная технология являлась профилактической мерой для того, чтобы гарантировать, что никакая другая звукозаписывающая компания не смогла бы предъявить иск Патé за нарушение их патентов. Даже размеры грампластинок были необычные: в то время, как пластинки других компаний были 7, 10 и 12-дюймов, диски Пате были 21, 25, 27, 29, 35 и 50 см (примерно 81⁄2, 10, 113⁄4, 12, 14 и 20 дюймов). Неудивительно, что грампластинки системы Пате можно было проигрывать только на аппаратах фирмы Пате, которые в свою очередь обычно не могли проигрывать пластинки других фирм.

В 1903 Патé открыла в Москве первый небольшой склад, а в 1907 году на Бахметьевке уже работал цех по производству грампластинок, в котором было установлено 12 прессов. К 1911 году фирма имела свои отделения в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Варшаве и Одессе.

 

 

 

 

ФОТО НИКОЛАЯ БЕССТРАШНИКОВА

 

 

 

 

 

Просмотров: 407 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]