Главная » 2016 » Октябрь » 5 » "Некогда стареть учителям"
08:22
"Некогда стареть учителям"
 "Мир огромный нашим стал наследством, 
Перед нами путь широк и прям. 
Рядом с некончающимся детством 
Некогда стареть учителям."
(М. Пляцковский)
 
День учителя — это профессиональный праздник работников образования, отмечаемый во многих странах мира. Это праздник не только учителей, но и учеников, родителей и всех, кто связан с системой образования.
 
С 1965 до 1994 года День учителя сначала в Советском Союзе, а затем в России отмечался в первое воскресенье октября. 5 октября 1966 года ЮНЕСКО и Международная организация труда приняли документ «О положении учителей», регламентирующий условия труда школьных преподавателей.В документе шла речь о профессиональной подготовке учителей, об их правах и обязанностях. В частности, было подчеркнуто, что учительницам нельзя чинить препятствий в создании семьи и рождении детей, что мужья могут работать в школе вместе с женами и т.д.... В настоящее время Всемирный день учителя отмечается под эгидой международной федерации профсоюзов учителей, которая объединяет более 400 организаций из 172 стран. Из бывших советских республик День учителя по советской традиции отмечают в начале октября на Украине, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Латвии.

История образования на территории нынешнего Очёрского района начинается в XVIII веке. Образование на Урале развивалось в условиях сильного влияния крупных помещиков, владельцев заводов. Именно это обстоятельство – потребность в квалифицированных рабочих, служащих – формировало социальные отношения, культуру края, постановку школьного дела.

С 70-х гг. 18 века пономарь Очёрской церкви Фёдор Васильев Шилов и трапезник Афанасий Констант. Лаврюков занимались, на дому у себя, обучением грамоте как своих детей, так и чужих, а уроки в чистописании давались тем мальчикам, которых готовили писарями при заводской конторе. Вот первые распространители просвещения по Очёрскому приходу.

В 1820 г. открыто приходское училище на 100 учеников. В январе 1847 г. деревянное здание училища сгорело и его перенесли на первый этаж заводской конторы, выделив одну комнату для занятий. Учили по ланкастерской системе взаимообразования. Учителями в 1860-х гг. были Михаил Меньшиков и Яков Любимов. Рядом располагалась библиотека, где хранились наглядные пособия, учебная литература и периодические издания.

В 40-х годах XIX века служащие в Строгановском Пермском имении пришли к выводу, что имевшиеся недостатки в сельском хозяйстве связаны с безграмотностью помещичьей деревни. Для развития сельскохозяйственного производства и подъёма земледелия необходимо овладение землепашцами агрономическими знаниями, а, при неграмотности крестьян, это невозможно. Поэтому при заводах, в сёлах и деревнях стали создаваться школы (училища) под названием «сельские», «поселянские», «заводские», «домашние». В имении Строгановых насчитывались десятки таких школ. Так, только в двух уездах (Пермском и Оханском) в 1857 г. имелось 27 сельских школ, в том числе 5 женских, в них – 683 учащихся. Обучали всех желающих: детей крестьян, заводских работников, ремесленников, служителей. Учащиеся овладевали элементарной грамотностью: учились чтению по книгам гражданской и церковной печати, закону божьему, в некоторых школах – письму, арифметике, девочки – рукоделию. В сельских школах занятия проводились в свободное от полевых работ время. Учительские обязанности исполняли члены местного церковного притча, певцы, отставные унтер-офицеры, грамотные крестьяне. Подобные школы были на Урале не только в Строгановской вотчине. Дело в том, что высочайшим повелением от 15 марта 1847 г. заводовладельцы Урала обязывались иметь не менее одной школы на каждые две тысячи душ населения в местах движения раскола.

Потребностям заводского производства соответствовал учебный план приходского училища при Очёрском заводе. Кроме общеобразовательных дисциплин, в 40-е годы XIX века изучали практическую геометрию, архитектуру, архитектурное и геодезическое черчение.

К 1870 году в Очёре существовало двуклассное училище, которое содержалось за счёт заводоуправления, на него выделяли 2000 руб. С 1870 по 1890 г. в нём работали два учителя, Половников и Ситников, окончившие курс на звание учителей, учили по системе Ушинского.

До создания земских школ во всех учебных заведениях Оханского уезда обучалось 494 человека ( вместе мальчиков и девочек). Всего же в уезде грамотных насчитывалось 1687 человек на 175 тыс. населения, следовательно, на каждую 1000 человек было всего 9 грамотных.

Из бывших в то время учителей только у двоих был диплом на учительское звание, все остальные не имели должного образования, встречались даже малограмотные. В земском училище в течении пяти лет был учителем унтер-офицер, которому было отказано в учительском звании " по неспособности к преподаванию". Бывало, что дети обучались на верхнем этаже питейного заведения.

Оханское земство, учрежденное 5 мая 1870 г., уделяло большое внимание просвещению, прилагая огромные усилия для увеличения числа грамотных среди простых людей: крестьян и рабочих.

Образование в Оханском уезде в народных училищах было бесплатным. Существовали правда исключения, в Очёрском женском училище была назначена плата за обучение в размере 50 копеек с каждой ученицы, на возмещение расходов земства по найму квартир для учениц.

Часть расходов земство возлагало на местные общества. Например, с открытием в 1880 году в Очере, при заводе, мужского училища, земство обязало "мастеровых за свой счет ремонтировать училищное здание, доставлять для него отопление и освещение, содержать сторожа и ежегодно предоставлять на учебные пособия 100 рублей.

За 25 лет земству удалось качественно улучшить состав преподавателей, увеличить число учащихся до 3600 человек, довести число грамотных до 34,8% по сравнению с 5% в дореформенное время.

Уже в 1873 году Оханское земство рассматривало вопрос о введении всеобщего начального образования в уезде, составлялся подробный план расходов, но в дальнейшем этот план был отклонен и всеобщее начальное образование было введено в уезде лишь в 1901году.

При входе в класс нас всегда встречает учитель. Учителя, преподававшие на рубеже XIX – XX веков, заслуживают особого внимания. По данным, собранным А.В. Нецветаевым, в Пермской губернии только 0, 05% учителей имели высшее образование. Обучать детей в школах могли выпускники гимназий и прогимназий. Их возраст колебался от 16 до 19 лет. Поэтому возникла проблема более качественной подготовки учителей. В 1909 году в Перми была открыта учительская семинария. На тот период времени она являлась единственным специально-педагогическим учебным заведением в Пермской губернии. На территории Очёрского района в 1912 году было 34 школы, в них работало 66 учителей (6,7%-закончили учительский институт или семинарию,10,1% - учительские курсы, 53,2% имели среднее образование), обучалось 2475 учащихся из 12828 учащихся Оханского уезда.

Ниже публикуем годовой отчёт Очёрского земского коммерческого училища, небольшую подборку фотографий старых учебников, по которым занимались ещё на дому, а позже -  в очёрских училищах и групповые фото учителей с учениками.

/teacher/ochjorskoe_zemskoe_kommercheskoe_uchilishhe_okhans.docx

      

                                                

учащиеся земской школы, кон. XIX в.

. 

Начальная женская школа, окончание класса, 1911 г.

Ученики начальной школы с учителями , 1895 г. выпускники Оханских педагогических курсов, долгое время "поставлявшего" педагогические кадры в земские образовательные учреждения.

Больше материалов об очерских учителях разных лет - в нашей группе В Контакте http://vk.com/club64824578

Просмотров: 639 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]