Главная » 2017 » Июль » 15 » "Начиналось все с маленькой кузни"
15:48
"Начиналось все с маленькой кузни"

Ежегодно в третье воскресенье июля отмечают свой праздник люди мужественной профессии – металлурги. День металлурга был учрежден 28 сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Так советское правительство отметило важный вклад отечественной металлургии в восстановление экономики страны после разрушительной войны. Этот праздник подтвердил свой статус в 1980 году и в 1988 году, когда Верховный Совет выпустил повторные указы о  профессиональном празднике. Он сохранился в календаре и после распада СССР – причем не только в России, но и в Белоруссии, и на Украине, и в Казахстане.

Казалось бы: как этот праздник касается Очёра? На самом деле, очёрский завод графа Строганова был основан именно как железоделательный. С открытием на Урале новых железорудных месторождений и выпуска чугуна на других ураль­ских заводах Строганова, как-то: Билимбаевском, Уткинском, Кыновском и на Западном Урале — Добрянском и Кувинском, Очерский завод не успевал перераба­тывать чугун в железо. Тогда и настала необходимость в его рас­ширении. Для переработки уве­личенного объема чугуна в 1819 году деревянные корпуса заво­да были заменены кирпичными, в которых были организованы бо­лее мощные цехи завода, для пе­реработки чугуна в железо — пуд­линговый, кричный, литейный, проката шинного и кровельного железа с подсобными цехами ме­ханической и столярной обработ­ки огнеупорных изделий и пло­тинного хозяйства.

В 1816 году ниже Очерского завода по реке Очер, в 9 верстах около деревни Бурдино, где стоя­ла мельница, стали строить новый завод Павловский для проката кровельного железа. В 1817 году завод уже был пущен в эксплуатацию. В основном Очерский завод ра­ботал на привозном сырье и топ­ливе. Чугун доставлялся водой, во время весеннего половодья в деревянных барках с заводов Билимбаевского, Уткинского, Кы­новского и Добрянекого; сплавляли по рекам Чусовой и Каме до Таборской пристани, где была складская база сырья, готовой продукции и других материалов.

С Кувинского завода чугун доставлялся зимой за 200 верст санным путем, обозами от 50 до 150 подвод. Коновозчикам пла­тили по 3 коп. с пуда, но по себе­стоимости отпускали сено и овес. Также санным путем за не­сколько десятков верст доставлялись для завода дрова, древесный уголь и строевой лес - из лесных дач Очерского округа графа Стро­ганова.

Основной двигательной силой завода была вода Очерского пруда. Освещались цехи завода ке­росиновыми лампами и лучинами, для обслуживания был штат ламповщиков и лучинощипателей из уволенных по старости из цехов рабочих. Обслужи­вался завод конным транспор­том из собственной заводской конюшни, где было 20 лошадей.

Готовая продукция кровельно­го железа в пачках весом по пять пудов доставлялась гужевым транспортом крестьян из деревень Очерского и Павловского заводов на складскую базу, что стояла на Таборской пристани. Обратным путем везли в Очер чугун, белую глину, кварцевый камень, керо­син, смазочные масла и прочие материалы и заготовки для нужд завода,

Готовая продукция заводов с Таборской пристани отправлялась водным путем по Каме и Волге потребителям разных городов соб­ственным речным флотом графа Строганова—баржами с буксирными пароходами «Строганов», «Аника воин», «Еруслан Лазаре­вич», а также флотом пароходовладельца Н. В. Мешкова.

Из воспоминаний А. Бояршинова: «Печь загружалась штыковым чугуном, последний нагревался до тестообразной мас­сы и большой тяжелой кочергой сбивался в шарообразный ком. Заслонщик открывал заслонку, ком выкатывался на железную тачку и катился под паровой или водяной молот, где отковывалась четырехгранная продолговатая крица весом около пяти пудов, порой больше - меньше на несколько фунтов. Печи работали круглосуточно по шесть часов в смену. Смена состояла из мастера, подмастерья, подручного рабо­чего и заслонщика печи. Работой пудлингового цеха руководил верховой мастер, ос­вобожденный от физической работы. Сменные рабочие работали в фартуках. Вместо рукавиц — вачеги, суконные, обшитые с внутренней стороны сыромятной кожей. Обувь — лапти, подковырянные холщовыми об­резками, всегда мокрые, так как кожаная обувь на полу из чугунных плит, часто горячих от чугуна и железа, быстро сгора­ла, кроме того, это спасало от искр и шлака при ковке молотами.»

От всей души хочется поздравить представителей действительно мужской профессии с праздником, пожелать крепчайшего здоровья, и счастья высшей пробы.

С.В. Седов, научный сотрудник музея

Просмотров: 30 | Добавил: muzeum | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]